Прочитав название заметки, жители Новогорного и близ лежащих населённых пунктов, наверное, удивятся. Как может озеро, являющееся естественным прудом-охладителем для ТЭЦ, иметь родниковую воду? Не спорю. Сегодня вода в озере, хоть и чистая, но далека от того, чтобы называться «родниковой». Однако, так было не всегда. До середины 20-го века наше озеро вполне можно было называть озеро-родник. Но, обо всём по порядку…
«И вода точно хрусталь», удивляется наш возница и несколько раз принимался поить лошадей, потому что в «степе» будет вода совсем гнилая…» - это написал Д.Н. Мамин-Сибиряк в своём очерке «По Зауралью». В 1886 году писатель совершил поездку по Южному Уралу, восхищался красотой уральской природы и чистотой озёр. Улагач оказался в стороне от маршрута его путешествия, но разве не могли его слова быть отнесены и к нашему озеру, сверни он с маршрута?
Улагач в переводе с башкирского – «длинное, лесное» озеро. «Длина– 6,7 км, ширина до 2,7 км, площадь – 10,8 км2, объём воды 30,8 миллионов м3, максимальная глубина 4,5 м. Питание озера происходит за счёт подземных вод». По данным Ленинградского отделения теплопроекта «на дне озера [до 1954 года – С.Ч.] имелось до 144» штук. С северной стороны озера вытекает речка Мишеляк, которая впадает в Метлинский пруд.
Мишеляк или, как записано в работе П.Чупина, «Географический и статистический словарь Пермской губернии. 1873 г.», Бешеляк, «один из самых верхних притоков р. Течи». «При выходе из озера [река – С.Ч.] имеет весьма прозрачную воду и ширину около 12 сажень [более 25 метров – С.Ч.]».
Вплоть до 50-х годов века 20-го местные жители использовали озерную воду как питьевую. По воспоминаниям одной из жительниц деревни Куркачиково Галии Мухаметовны Азнабаевой: - «Воду для питья и приготовления пищи брали из озера». То же самое утверждает и жительница отделения имени 8 Марта колхоза «Доброволец» Александра Фёдоровна Дидух, в девичестве Елисеева: «Придёшь на озеро, ведром туды-сюды. Черпанёшь и домой».
Рассказывая об озере нельзя не упомянуть о рыбных запасах водоёма. Конечно Улагач значительно проигрывает в состязании с Каслинскими озерами и Иртяшем, рыба которых «своему качеству, так и по величине славится по всей Пермской губернии и с давних времен имеет такой верный сбыт, что в большинстве случаев скупается в день лова екатеринбургскими, каменскими и более дальними, например вятскими и казанскими, прасолами (прасол - скупщик рыбы и мяса – С.Ч.)», или с Кызылташем, чьи «лини и караси <…> достигают здесь наибольшей величины, и слава их гремит верст на сто в окружности». Известный российский биолог и натуралист Леонид Павлович Сабанеев, подробно описывая рыбные запасы голубых жемчужин нашего края в своей книге «Жизнь рыб и рыболовство на Зауральских озёрах», издания 1873 года, промысловое значение Улагача, как впрочем, и большинства других мелких озёр [около 40 штук – С.Ч.], оценивает крайне незначительным. «Они все вместе не имеют и десятой доли значения Каслинских озер и Иртяша», - пишет он. Однако отмечает, что более чем в десяти озёрах, в том числе и в Улагаче «производится правильная неводная ловля».
Промыслом рыбы на озере занимались, на правах аренды, крестьяне Кыштымских заводов, проживавшие на Селезневской заимке. Собственниками озера, до 1917 года, являлись башкиры-вотчинники, деревни Куркачикова. Промышленный лов рыбы продолжался и в годы Советской власти. В 30-40-е годы прошлого века в Селезнёвском сельском совете при озере Улагач функционировал колхоз «Рыбак».
Всё изменилось в начале 50-х годов 20 века. В 1951 году Постановлением Правительства СССР было принято решение о строительстве на территории Аргаяшского района Челябинской области ТЭЦ мощностью 100.000 кВт для обеспечения технологического процесса химического комбината «Маяк». Размещение площадки ТЭЦ на восточном берегу озера Улагач <…> было утверждено Главгорстроем в январе 1952 года. 7 июля 1954 года Аргаяшская ТЭЦ, в то время она называлась Новой ТЭЦ, была пущена в эксплуатацию.
Работа теплоэлектроцентрали не могла не сказаться на озере. Река Мишеляк была перекрыта дамбой, озеро стало бессточным. Повысилась температура воды, что привело к интенсивному росту травы и, как следствие, заилению. Повышение слоя донного ила, в свою очередь, привело к закупорке родников.
Назвать сегодня воду Улагача родниковой, право слово, не поворачивается язык. Впрочем, наше озеро, пройдя процесс индустриального освоения, по сравнению с другими реками и озёрами, наверное, «отделалось лёгким испугом». Улагач всё так же популярен среди рыболовов-любителей, для многих он стал излюбленным местом отдыха. А главное, в наши дни немало средств вкладывается в различные экологические программы, которые позволят максимально уменьшить влияние человека на озеро, но это тема уже совсем другой статьи…
Автор: Сергей Чернов
Источник: http://chernser.livejournal.com/614.html |